Новости проекта
Система перешла на новый 2018/2019 учебный год
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Голосование
Довольны ли Вы качеством преподавания учебных предметов в школе?
Всего 43 человека
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 47 человек

Психологический клуб "Я выбираю успех"

Дата: 25 октября 2016 в 11:56, Обновлено 16 октября 2017 в 12:07

Список учащихся психологического клуба "Я выбираю успех"

  1. Захарченко Карина​
  2. Лаптюхова  Татьяна 
  3. Попова Виктория
  4. Копылова Елизавета
  5. Журневич Вероника
  6. Малиновская Валерия

ПРОГРАММА

психологического клуба для старшеклассников

«Я выбираю успех»

Психологический клуб «Я выбираю успех» создан для обучающихся 9-11 классов.

Деятельность клуба предполагает сотрудничество старшеклассников с педагогом-психологом в пространстве проблем самосознания, личностной самореализации и саморегуляции, интеллектуальной и личностной рефлексии. Именно в этот период осознанно формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремления ощущать себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, внутри которого оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее, формируются личностные смыслы жизни.

Программа клуба имеет ярко выраженную практическую и прикладную направленность. Это - личностно-ориентированный клуб, в котором общение происходит не по поводу какого-то постороннего предмета, а по поводу "меня самого".

Задания, которые предлагаются в клубе, предназначены, в том числе, для выстраивания более эффективного взаимодействия с родителями и учителями. Поэтому одна из главных практических задач деятельности клуба – развитие собственной личности подростка, перенос локуса контроля извне вовнутрь.

Изучение материала клуба дает возможность подростку осознать многие аспекты своей обыденной жизни, в которую, несомненно, включается и учебная деятельность, и как следствие, взять на себя сознательное управление ими.

При регулярном посещении психологических занятий у обучающихся развиваются такие общеучебные умения и навыки, как анализ учебного материала, творческая деятельность, участие в дискуссиях, память и интеллект, и другие навыки, связанные с работой с текстовым материалом и выполнением практических заданий. Развиваются важнейшие профильные навыки: самонаблюдение и самопознание, наблюдение, анализ и понимание внутреннего мира и поведения других людей, коммуникативные навыки (способность вступать в контакт, выслушивать других и эффективно доносить до них своё мнение, способность противостоять давлению). Предполагается, что само содержание теоретического материала будет являться достаточно сильным стимулом для развития и удержания познавательного интереса обучающихся. Кроме того, каждая тема содержит в себе практические задания, темы для групповых дискуссий и психологические тесты, которые имеют непосредственное отношение к повседневной жизни подростков, общению с близкими людьми и самопознанию.

Основная цель деятельности клуба «Я выбираю успех» – развитие готовности ребенка к полноценному взаимодействию с миром природы, миром людей и миром культуры, повышение компетентностей обучающихся (личностных, социальных, коммуникативных).

Задачи:

  • развитие общих представлений обучающихся о психологии как науке;
  • оказание им помощи в открытии внутреннего мира человека, пробуждение интереса к другим людям и к самому себе;
  • развитие интеллектуальной сферы (общих и специальных способностей, познавательной направленности и пр.);
  • развитие самосознания (чувства собственного достоинства, адекватной самооценки);
  • раскрытие сущности личностной направленности (потребностей, желаний, целей, смыслов, идеалов, ценностных ориентаций);
  • развитие эмоциональной сферы (чувств, переживаний, настроений), понимания чувств и переживаний других людей;
  • обнаружение и преодоление негативных проявлений в привычках и манерах поведения обучающихся.

В основе построения программы психологического клуба лежат идеи гуманистической психологии и педагогики, согласно которым деятельность обучающихся должна отвечать их важнейшим потребностям и давать им инструменты для удовлетворения этих потребностей, создавая условия для гармоничного личностного развития. Центральной идеей клуба стал девиз древнегреческих мудрецов: "Познай самого себя". Познание себя ведет к власти над собой, к способности управлять своей жизнью. Ребенок сначала познает окружающий мир, а уже потом обретает самосознание, начинает задумываться, кто он, зачем он живет. Как раз на волне этого интереса подростка к самому себе, острой потребности самопознания, свойственной этому возрасту, ему предлагается ознакомиться с основными понятиями психологии, с поисками путей в изучении себя, с современными психологическими и психотерапевтическими школами, попробовать применить некоторые техники на практике. Каждый теоретический раздел сопровождается практическими заданиями, направленными на самопознание, развитие коммуникативных навыков. Теоретические положения сопровождаются яркими примерами из жизни.

Содержание программы

Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся в групповой форме 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 40-45 минут. За учебный год планируется провести 26 занятий.

№ п/п

Название раздела

Количество часов

Форма проведения

1

Развитие навыков конструктивного общения

5

Очная

2

Развитие эмоциональной сферы

5

Очная

3

Развитие самопознания

3

Очная

4

Развитие чувства уверенности в себе

4

Очная

5

Развитие эмоционально-волевой сферы

4

Очная

6

Развитие позитивного отношения к себе и к окружающему миру

5

Очная

Особенности организации и проведения развивающих занятий

В программе реализуются следующие идеи:

  • Диалогизация образовательного процесса (активное взаимодействие педагога-психолога и учащихся в процессе общения);
  • Индивидуализация обучения (учет индивидуальных особенностей учащихся);
  • Персонификация обучения (получаемые учащимися знания должны иметь личностный смысл);
  • Интеграция знаний и умений (компетентностный подход).

Учитывая возрастные особенности подросткового возраста, их стремление к индивидуализации и рефлексии, для проведения занятий целесообразно их проведение в группах, не более 4-7 человек. Это повышает эффективность занятия, т.к. дает больше возможности для осуществления индивидуального подхода и диалогизации образовательного процесса, доверительности общения, что снижает тревожность подростка и способствует его самораскрытию.

Основные формы проведения занятия: беседа; лекция с элементами беседы, включающая в себя небольшой по объему теоретический материал; психологические игры; тестирование; практикумы; тренинги.

Проводится анализ качества выполнения самостоятельных и творческих работ, творческих заданий. Оценивается соответствие теме, правильность, точность исполнения, объем выполненного задания, оригинальность. При выполнении группового задания оценку получает вся группа (при этом учитывается степень включенности каждого участника групповой работы в общее дело). Итоговый контроль знаний осуществляется в форме творческого задания.

Планируемые результаты психологической работы

Обучающиеся должны:

  • иметь общие представления о внутреннем мире человека;
  • иметь общие представления о самопознании и саморазвитии;
  • понимать значение терминов, используемых при изучении каждой темы;
  • знать способы саморегуляции, доступные возрасту;
  • уметь определять эмоциональное состояние человека по внешним проявлениям;
  • уметь свободно выражать свои чувства и переживания;
  • уметь сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
  • осознавать уникальность своей личности и личности другого;
  • осознавать самоценность каждого человека и ценность общения.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.